На главную
Новости
16.12.2014 Технотон представляет: новый дистрибутор в Риге >>
11.12.2014 Видео: как производятся датчики уровня топлива и расходомеры Технотон >>
24.06.2013 СКРТ контролирует расход топлива малого коммерческого транспорта >>
11.06.2013 1 рубль, потраченный на внедрение СКРТ, позволяет экономить на топливе 2 рубля в год >>

Все новости >>

Форум Пресса о СКРТ Стать дилером Наши клиенты

 

 

belorusnafta

 

МАЗ

 

 

 

surgutneftegaz

 

 

 

ростсельмаш

 

 

 

Амкодор

 

 

 

 

Карта сайта

Система контроля расхода топлива СКРТ : техническое описание

 

СКРТ - система контроля расхода топлива

Система контроля расхода топлива и мониторинга транспорта
 
 
Техническое описание


Общие сведения

Система контроля расхода топлива и мониторинга транспорта СКРТ представляет собой комплекс Бортового оборудования транспортных средств, Точек доступа, Серверов и Каналов связи. Назначение СКРТ – комплексный контроль работы транспортных средств в режимах реального времени и постобработки. Основные контролируемые параметры – маршрут, расход топлива, время работы машин.
Бортовой терминал системы получает сигналы датчиков и навигационных спутников, обрабатывает информацию и передает ее через Каналы связи на Серверы. Там информация обрабатывается и выдается Пользователю в виде Оперативных данных на фоне Карты местности и в виде Аналитических отчетов – за истекший период работы машин.


Общая схема

Система мониторинга транспорта. Общая схема.


Боpтовое оборудование (БО)

Назначение БО – сбор информации о работе данной машины и передача ее в Точки Доступа. Состоит из Терминала и Дополнительных датчиков. CAN шина и штатные датчики машины также используются в работе СКРТ, поэтому могут также считаться элементами БО.
Терминал системы контроля расхода топлива каждую секунду измеряет показания штатных и дополнительных датчиков, получает информацию с CAN шины и с навигационных спутников. Полученная информация обрабатывается - фильтруется, усредняется, из нее выделяются События, рассчитываются Параметры и фиксируются приращения Счетчиков. При наступлении определенного времени (каждые 1-600 секунд) или обнаружении События Терминал формирует Бортовые Отчеты и отправляет их в Точку доступа. Если в данный момент нет Канала связи, то данные сохраняются в Буфере Терминала и накапливаются там до момента восстановления связи, затем происходит их Скачка.

Терминалы СКРТ


Терминал - обязательный элемент системы. Терминалы подразделяются на Онлайн терминалы, которые могут работать в режимах и реального времени и постобработки и Офлайн терминалы, которые работают только в режиме постобработки.

Онлайн терминалы имеют в своем составе GSM модем с поддержкой GPRS. Для работы терминала необходима SIM карта местного сотового оператора с подключенной услугой GPRS.
На март 2009г. выпускаются онлайн терминалы моделей СКРТ 25, СКРТ 45.

Онлайн терминалы СКРТ
Терминал мониторинга транспорта СКРТ 45
Ключевое звено системы контроля топлива - терминал СКРТ 25



















Для настройки онлайн терминалов СКРТ используется сервисное оборудование:

Сервисное оборудование
Назначение
 
Сервисный комплект онлайн терминалов
Контактная настройка и диагностика онлайн терминалов СКРТ
Сервер беспроводной настройки Онлайн терминалов
Удаленная бесконтактная настройка и диагностика онлайн терминалов СКРТ
Сервер беспроводной прошивки Онлайн терминалов
Удаленная бесконтактная прошивка онлайн терминалов СКРТ


































Офлайн терминалы передают информацию в точку доступа по каналам связи Bluetooth и/или контактным способом с помощью кабеля.
Офлайн терминалы СКРТ могут работать только в режиме постобработки в составе системы контроля топлива или системы мониторинга транспорта. На март 2009г. выпускаются офлайн терминалы моделей СКРТ 21, СКРТ 31 Лайт. Оба терминала имеют экран, позволяющий просматривать информацию непосредственно на борту ТС.

Для настройки офлайн терминалов СКРТ используется сервисный комплект СКРТ.


Альтернативные терминалы
В составе системы мониторинга транспорта СКРТ могут работать не только терминалы СКРТ производства СП Технотон, но и совместимые терминалы других производителей. Для уточнения вопроса совместимости необходимо проконсультироваться в техподдержке СП «Технотон» support@technoton.by.

Штатные датчики
В СКРТ могут использоваться сигналы датчика скорости, датчик оборотов двигателя, датчика открытия двери, датчика температуры двигателя, датчика давления масла. Используется также информация о положении ключа зажигания и включении габаритных огней.
Подключение происходит в кабине, под панелью приборов. Терминалы СКРТ имеют высокое входное сопротивление, поэтому подключение к ним штатных датчиков не оказывает влияния на работу датчиков.
 
Дополнительные датчики
 
Датчик расхода топлива предназначен для измерения фактического расхода топлива в магистрали двигателя. Это самый точный метод измерения расхода топлива в системах контроля топлива. Альтернативные способы – вычисление расхода по изменению уровня топлива в баке, для этого нужен точный датчик уровня топлива, и снятие данных с CAN шины. Установка датчиков требует квалификации и аккуратности. На двигатели с электронным управлением необходимо ставить дифференциальный датчик расхода топлива.
Выпускаются однокамерные датчики расхода топлива ДРТ 5.2 – для машин малой и средней мощности, ДРТ 7.2 – для мощных машин, ДРТ 77 - дифференциальный датчик.
 

Система контроля топлива СКРТ использует датчик ДРТ


Датчики расхода топлива ДРТ 5.2 / 7.2


Дифференциальный датчик расхода топлива ДРТ 77


Дифференциальный датчик расхода топлива ДРТ 77



Датчик уровня предназначен для точного измерения уровня топлива в топливном баке (баках). По изменению уровня Терминал вычисляет расход топлива, определяет объем заправки или слива топлива из бака. ДУТ дает достоверную информацию только для машин, эксплуатирующихся на асфальте на относительно ровной местности, при работе в условиях пересеченной местности показания ДУТ имеют высокую погрешность.
Рекомендуется устанавливать ДУТ в геометрический центр бака. Для повышения точности также рекомендуется проводить тарировку топливного бака.
Выпускаются исполнения длиной от 180 до 2000 мм. Датчики допускают обрезку по месту установки.

Датчик уровня топлива ДУТ-Е для систем контроля топлива

Точный датчик уровня топлива в баке ДУТ-Е



Датчик нагрузки на ось

Предназначен для измерения нагрузки на оси ТС. Устанавливается в одну из пневмоподушек. Для корректной работы необходима тарировка датчика.

Калибровка и тарировка датчиков
 
Для корректной обработки сигналов датчиков необходима их калибровка или тарировка. Калибровка и тарировка производятся в два приема: сначала с помощью сервисного прибора или сервисного комплекта измеряются калибровочные коэффициенты и тарировочные таблицы, затем они заносятся в терминал с помощью сервисного комплекта либо сервера удаленной настройки. Процедура тарировки и калибровки подробно описана в Инструкции по установке терминала.

Бортовая цифровая линия современных автомобилей и тракторов. С помощью CAN шины обмениваются собой информацией контроллер двигателя, системы ABS, ECAS и другие. Получение информации с CAN шины – альтернатива использованию датчиков.

ТД предназначены для получения Отчетов с борта ТС, промежуточного хранения и отправки на Серверы.
Все точки доступа предназначены для работы в круглосуточном режиме. Программное обеспечение точек доступа работает в режиме сервиса, то есть автоматически, без участия Пользователя.
Все точки доступа имеют базу данных для временного хранения Отчетов при пропадании Канала связи с Сервером.
В системе СКРТ могут использоваться одна или несколько точек доступа, работающих по разным технологиям. На март 2009г. существуют точки доступа, использующие технологии Bluetooth, GPRS, SMS, USB.

Точка доступа GPRS (ТД GPRS)
Представляет собой компьютер с выделенным IP адресом, базой данных и специальным программным обеспечением. База данных СУБД ORACLE. ТД GPRS – основная точка доступа для работы в режиме реал-тайм.


Точка доступа SMS (ТД SMS)

Представляет собой компьютер с подключенным GSM модемом (телефоном), базой данных и специальным программным обеспечением. База данных СУБД ORACLE. ТД SMS – резервная точка доступа, используемая онлайн терминалами при отсутствии связи с ТД GPRS, например, в роуминге.

Точка доступа Bluetooth (ТД BT)

Представляет собой компьютер с подключенным контроллером ShortLink, базой данных и специальным программным обеспечением. Использует СУБД Firebird или ORACLE. ТД BT - основная точка доступа, используемая офлайн терминалами.
ТД BT имеет ограниченный радиус действия - 100м. Рекомендуется устанавливать ТД BT в местах регулярного появления машин – возле ворот автопарка, АЗС и т.д. Поскольку машины находится в таком радиусе действия небольшое время, то для организации снятия данных с большого количества ТС необходимо устанавливать многоканальную ТД BT. Выпускаются ТД BT с количеством каналов от 1 до 8.



Назначение – оперативное отображение маршрута и параметров эксплуатации одного или группы ТС на фоне карты местности. Функция подготовки Аналитических отчетов также есть, но менее развита чем в ORF Corporate.



Система мониторинга транспорта - сервер ORF Monitor


Доступ к информации осуществляется через Интернет, с помощью обычного браузера.



Корпоративный сервер контроля транспорта «ORF Corporate»

Назначение – комплексный автоматизированный контроль работы парков ТС крупных компаний с численностью до 100 автопарков с общим количеством до 20 000 бортов.
Система контроля топлива. Сервер ORF Corporate



ORF Corporate собирает данные как в режиме реального времени, так и в режиме постобработки. Аналитические отчеты могут готовиться по завершении каждого календарного часа, смены, суток, недели, месяца. Аналитические отчеты могут быть как первичные, так и уточненные, если приходит информация за период, уже «закрытый» отчетом. Сообщения о формировании Аналитических отчетов автоматически рассылаются зарегистрированным Пользователям.
Сервер контролирует полноту и достоверность информации, стабильно работает в автоматическом режиме, позволяет интегрировать информацию в бухгалтерские системы, SAP, АСУ предприятия.
Доступ к информации осуществляется через клиентское приложение " ОРФ Менеджер".

Сервер "СКРТ Менеджер"

Предназначен для анализа данных, полученных от офлайн терминалов. Это самый простой и недорогой из Серверов СКРТ. Рекомендуется для автопарков численностью не более 30 бортов. Описание работы см. в документе «Руководство Пользователя СКРТ Менеджер».
Сервисные элементы системы


Предназначены для настройки и диагностики элементов системы. К ним относятся:

  • Сервер беспроводной настройки онлайн терминалов;
  • Сервер беспроводной прошивки онлайн терминалов;
  • Сервисный комплект для контактной настройки терминалов СКРТ.
     
Термины и определения

Автопарк (парк)

Группа машин, имеющая общее административное управление. Автопарк служит учетной единицей в Серверах. Каждый автопарк имеет уникальный идентификатор, название, единого Администратора.

Администратор автопарка

Сотрудник автопредприятия или корпорации, отвечающий за установку, настройку и эксплуатацию программного обеспечения СКРТ. Администратор автопарка осуществляет регистрацию машин в системе, определяет регламент подготовки отчетов, контактирует с техподдержкой производителя.

Аналитические отчеты

Сводная информация о работе одной или группы машин за сравнительно большой период времени – час, смену, сутки, неделю, месяц. Аналитические отчеты готовятся на Сервере системы мониторинга транспорта,  в качестве первичной информации для них используются Отчеты, полученные с борта ТС. Аналитические отчеты содержат информацию о пройденном маршруте (треке), расходе топлива, заправках и сливах топлива, времени работы машины и т.д.

Буфер отчетов (записная книжка)

Энергонезависимая память Терминала, в которой хранятся Отчеты до тех пор, пока не появится Канал связи для передачи Отчетов в Точку доступа.

Время работы машин

В системе СКРТ контролируется время работы двигателя, время движения и простоя, время включенного зажигания. Информация о времени работы за определенный период представляется в виде таблицы по каждой машине и суммарно – по группе машин (автопарку).

Запаздывание
 
Время между отправкой Отчета с борта ТС и его отображением в Клиентском ПО системы контроля топлива. Запаздывание важно в первую очередь при решении задач оперативного диспетчирования ТС. Величина запаздывания определяется в первую очередь временем прохождения Отчета в Каналах связи. Обычно запаздывание составляет несколько секунд. Поскольку в качестве каналов связи в системе СКРТ используются CPRS и Интернет, то запаздывание является ненормируемой величиной. При отсутствии канала связи понятие запаздывания становится бессмысленным.

Записная книжка

Синоним «Буфер Отчетов». Применяется в основном для офлайн терминалов.

Карты

В СКРТ могут применяться векторные карты местности форматов AVD, польского формата(MP), MapInfo, ESRI shapefile. На сервере ORF Monitor используется сервис Google Maps. Сервер ORF Corporate поставляется без карт, их необходимо приобрести и установить во время развертывания сервера, возможно также подключение к ORF Corporate корпоративного картографического сервера (ГИС).

Интервал

Временной интервал формирования Периодических отчетов в системе мониторинга транспорта. Может быть от 1 секунды до 600 секунд. В СКРТ можно устанавливать разный интервал для разных типов Отчетов. Обычно используются интервалы 15 секунд для передачи данных о текущих координатах и 60 секунд для отчетов, содержащих информацию об эксплуатации машины. Чем меньше интервал, тем более наглядно машины «движутся» по карте. О братной стороной является возрастание трафика и ускоренное заполнение базы данных. Например, при средней скорости в городе 30 км/час и интервале в 15 секунд машина успевает проехать за время между Отчетами 125 метров. Для многих задач требуется устанавливать интервал 5 или даже 1 секунду.

Каналы связи

Необходимы для передачи информации с борта ТС в Точку доступа, затем далее на Сервер и Клиентское ПО. В СКРТ используются каналы связи GPRS, SMS, Bluetooth, IP сети (Интернет), локальная сеть Ethernet.

Маршрут
Маршрут машины в режиме постобработки отображается в виде «трека» – линии на карте, соединяющей точки пройденного пути. В виде специальных значков отображаются также места стоянок, заправок топливом и сливов. В режиме реального времени отображается только несколько последних точек маршрута.

Навигационные спутники

Спутники навигационных систем ГЛОНАСС и GPS. Сигналы спутников позволяют терминалу вычислить текущие координаты на местности, скорость и направление движения. Сигналы спутников принимаются в условиях прямой видимости неба. Погрешность определения координат составляет от 10 до 30 м. Навигационные спутники используются также для синхронизации бортовых часов Терминала.

Оперативные данные

Данные о работе машины в настоящее время. Местонахождение машины отображается на фоне карты местности. Текущие Параметры работы и состояния Счетчиков обновляются при поступлении очередного отчета – каждые несколько секунд.

Отчеты (бортовые отчеты)

Информация о работе ТС. Отчеты готовятся бортовым Терминалом. По времени формирования Отчеты делятся на Периодические отчеты и Отчеты о событиях. По содержащейся информации отчеты делятся на пронумерованные типы. По состоянию на март 2009г. доступны следующие типы:

Тип отчета
Содержащаяся информация
№30
Неисправности двигателя
№31
Паспорт ТС;
№42
Время, координаты и объем заправки топливом
№43
Время, координаты и объем слива топлива из бака
№60
Полная информация о текущих координатах и параметрах работы машины
№61
Сокращенная информация о текущих координатах и параметрах работы машины
№62
Приращения счетчиков и средних значений Параметров за минуту
№63
Значения Счетчиков

Типы отчетов могут добавляться по мере развития системы.

Отчеты о событиях

Отчеты, которые формируются при наступлении того или иного События и содержат информацию о времени наступления, Параметрах и Счетчиках, связанных с Событием.

Параметр

Физическая величина, характеризующая работу ТС, которая изменяется во времени. Например: часовой расход топлива, координаты, скорость, нагрузка на ось, объем топлива в баке. За определенный период времени Параметр может принять множество значений, которые удобно представить в виде графика или среднего значения за определенный период времени.

Периодические отчеты (записи)

Отчеты, которые формируются регулярно, в соответствии с заранее установленным периодом времени. Например, каждую секунду, каждую минуту и т.д. Периодические отчеты содержат информацию о работе машины за истекший период. Как правило, при малом периоде, от 1 до 15 секунд, в периодических отчетах содержится информацию о Параметрах. При периодах более 15 секунд периодические отчеты содержат в основном информацию о Счетчиках.

Пользователи СКРТ

Система СКРТ имеет следующие уровни доступа для пользователей: уровень водителя, уровень менеджера автопредприятия, уровень специалиста установщика/администратора.

Расход топлива

Система СКРТ контролирует расход топлива четырьмя способами: по показаниям магистрального датчика расхода, по изменению уровня топлива в баке, по показаниям контроллера двигателя (через CAN шину), по измерению количества импульсов впрыска на форсунках. Расход топлива представляется в виде: счетчика литров за определенный период, среднего значений расхода за час (часовой расход), среднего значения расхода на 100км (путевой расход), графиков часового и путевого расхода. Вспомогательной информацией служат графики уровня топлива в баке, оборотов двигателя и скорости движения.
Смежная задача – контроль заправок и сливов решается путем анализа уровня топлива в баке. Информация о заправках и сливах отображается в виде таблицы с указанием времени, места и объема заправки/слива топлива, а также значком на карте.

Режим реального времени (онлайн режим)

Режим работы системы СКРТ, при котором отчеты о работе машин передаются на Сервер и отображаются в Клиентском ПО с минимальным Запаздыванием - интервалом, достаточным для принятия управленческих решений. Режим реального времени требует наличия постоянного Канала связи. Режим онлайн в свою очередь подразделяется на подрежимы GPRS и SMS. Подрежим GPRS – основной, подрежим SMS используется только в роуминге. В режиме онлайн могут работать только онлайн Терминалы СКРТ.

Режим постобработки (офлайн режим)

Режим работы системы СКРТ, при котором Отчеты о работе машин сначала сохраняются на борту ТС, в Буфере отчетов, затем один раз в несколько часов/суток/недель, передаются на Сервер. Режим постобработки не требует наличия постоянного Канала связи. В режиме офлайн могут работать все виды терминалов СКРТ. В офлайн режиме онлайн терминалы работают с использованием канала GPRS. Терминалы офлайн работают с использованием канала Bluetooth. Все терминалы могут передавать данные в офлайн режиме через USB кабель.

Сервер

Объединенное название Серверов ОРФ Монитор, ОРФ Corporate, СКРТ Менеджер, сервисных серверов системы мониторинга транспорта.

Скачка

Процесс передачи накопленной информации с борта машины, из Буфера отчетов, в Точку доступа. Скачка происходит беспроводным или контактным способом. При работе в офлайн режиме скачка – нормальный режим эксплуатации. В режиме онлайн скачка происходит нечасто и служит для заполнения «пропусков» данных после временного пропадания связи.

Событие

Сравнительно редкое и резкое изменение Параметров. Например, резкое увеличение объема топлива в баке это событие «Заправка». Событие может иметь одну или несколько числовых характеристик. Так, Событие «Заправка» имеет характеристики: «объем топлива в начале заправки», «объем топлива в конце заправки», «объем заправки». При обнаружении События Терминал регистрирует время наступления События, которое затем указывается в Отчете о событии.

Счетчик

Накопительная числовая характеристика работы ТС. Счетчик может с течением времени только увеличиваться или оставаться неизменным. Например: расход топлива, пройденный путь. Информация о счетчике может быть представлена Пользователю в виде значений в начале и конце периода времени, а также в виде текущего значения. Например: пройденный путь в начале дня, пройденный путь в конце дня, пройденный путь в настоящее время.

Точка доступа

Элемент системы мониторинга транспорта СКРТ, предназначенный для приема информации с борта машин и отправки ее в Серверы. Представляет собой компьютер со специальным ПО и фиксированным IP адресом. Для точки доступа Bluetooth требуется также один или несколько (по количеству каналов) устройств ShortLink.

Транспортные средства (ТС, машина)

Легковые и грузовые автомобили, автобусы, технологические машины, тракторы, погрузчики. С точки зрения СКРТ, к ТС относятся также стационарные дизельные генераторы, отопительные котлы, горелки.

Установщик

Сотрудник автопредприятия или сторонней организации, отвечающий за установку и настройку бортового оборудования.

Разработчик и производитель


Права на данный текст принадлежат СП Технотон. Полное или частичное копирование – только с письменного разрешения.
 

© СП Технотон, 2002-2015. Копирование материалов сайта возможно только со ссылкой на ckpt.ru